Размер шрифта:
А
А
А
Цвет сайта:
Ц
Ц
Ц

Новости

Первый Восточный семинар по музейному фандрейзингу состоялся

География участников семинара-практикума охватывает города Пермь, Екатеринбург, Курган, Омск, Тюкалинск, Новосибирск, Томск, Кемерово, Абакан, Горно-Алтайск, Красноярск, Владивосток. Семинар вызвал значительный интерес не только среди сотрудников музеев Урала, Сибири и Дальнего Востока, но и учреждений культуры Омской области, поскольку механизмы фандрейзинга и проектной работы для всех учреждений культуры едины.

В первый день семинара менеджер Сектора проектного финансирования Государственного Эрмитажа Агата Семёнова рассказала участникам семинара об основах музейного фандрейзинга. Она структурировала критерии успеха проекта, раскрыла существующие мотивации для меценатов, показала алгоритмы планирования и отчетности.

Агата Семёнова на примерах представила систему мотивации меценатов и форматы мероприятий по пропаганде меценатства как престижной сферы деятельности. В завершение она обратила внимание участников семинара на важность следования правилам музейного фандрейзинга. «Государственный Эрмитаж не является исключительным музеем, вокруг которого образуется сам по себе круг меценатов. Эрмитаж, несмотря на свои размеры, – точно такой же региональный музей, как и те, которые представлены на нашем семинаре. При соблюдении правил и технологий фандрейзинг будет успешен в любом регионе. Разница только в масштабе», – сказала Агата Семёнова.

Во второй половине дня перед участниками выступил начальник Сектора проектного финансирования Государственного Эрмитажа – Евгений Фёдоров. Он рассказал об основах проектного подхода в работе организации культуры, показав разницу между «рутинной» работой и проектной деятельностью, стадии проектирования и базовые основы любого проекта. Участники семинара получили сведения о том, как полно и рационально сформулировать основные компоненты проекта.

Рассказывая о проектном финансировании, Евгений Фёдоров сравнил структуру проекта с механизмом часов: «Все компоненты любого проекта равнозначны, и нельзя исключить ни одного компонента без риска провала проекта. Любой проект как часы. Отсутствие в нем одной шестеренки приведет к тому, что часы по-прежнему будут красивым сложным механизмом, но время показывать не будут».

Одной из ключевых тем семинара стало рассмотрение оптимальной структуры заявки на грант и критериев оценки каждого компонента. Сотрудники музеев могут столкнуться с аналогичными требованиями к заявкам, обращаясь в Благотворительный Фонд В. Потанина, программы социальных инвестиций «Родные города» ПАО «Газпромнефть» и другие российские и зарубежные фонды.

Во второй день семинара-практикума участники представляли свои наработки в области музейного фандрейзинга.

Главный специалист отдела развития Кемеровского областного музея изобразительных искусств Анжелика Меженок  рассказала о реализации  с 2015 года социального музейного проекта «Всюду жизнь!». Он был создан для детей, которые не имеют возможности посещать музеи. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, учащиеся коррекционных школ-интернатов, дети, проживающие на территории удаленной от областного центра, воспитанники детских домов. Для реализации проекта «Всюду жизнь!» используется метод дистанционных инклюзивных занятий – видео-мостов в режиме онлайн, которые позволяют объединить здоровых и больных детей в одном творческом процессе. Задача фандрейзера в этом проекте – аккумулировать средства меценатов для покупки аппаратуры или получить уже готовые комплекты технического оборудования для проведения видеомостов. Кроме того, необходимо было организовать pro bono работы технических специалистов, художников и педагогов, которые проводят онлайн-мастерклассы. Важными мероприятиями было устройство акций-презентаций проекта на мероприятиях музея, организация пресс-конференций, мероприятий для благотворителей социального проекта музея.

Татьяна Зыкова – заместитель директора по маркетингу Красноярского краевого краеведческого музея рассказала об опыте сотрудников музея, который они приобрели в ходе создания и развития образовательного проекта «Физика - вокруг нас» и, связанного с ним выставочного проекта «Бегство от удивлений, или Красноярские открытия». Проекты преследовали одну цель – сделать так, чтобы для школьников крупнейшего научного и производственного центра нашей страны – города Красноярска – учебный предмет «физика» стал бы одним из любимых предметов. Татьяна Васильевна рассказала историю выстраивания отношения с властью, высшими учебными заведениями, бизнесом и местным сообществом, которые позволили собрать вокруг проектов полезные административные, статусные, финансовые и pro bono ресурсы. История многолетнего фандрейзинга, представленная Татьяной Зыковой, показала слушателям семинара, как многое можно сделать вокруг одной понятной и благородной идеи.

Доклад Ольги Огурцовой - заместителя директора по коммерческому развитию Хакасского национального краеведческого музея имени Л. Р. Кызласова», напротив, продемонстрировал слушателям пример «быстрого» фандрейзинга. В 2017 году музей получил новое здание, площади которого (28129 кв.м.), еще практически не заполненные музейными выставками и экспозицией, необходимо было эффективно использовать во время проведения международной акции «Ночь музеев». Поставленная цель должна была быть направлена не только на получение дополнительных средств во внебюджетный фонд музея, на усиление рекламы, PR-продвижение, но и ещё раз напомнить жителям Абакана и Хакасии, что в городе появилась новая досуговая площадка. Подробный механизм подготовки и проведения акции и стал предметом доклада Ольги Огурцовой. Итогом действия команды музейных сотрудников стало увеличение в 2,5 раза количества посетителей мероприятия (по сравнению с аналогичной акцией 2016 года), в 4 раза -поступлений средств во внебюджетный фонд.

Ася Перепечина – заведующий отделом выставочной деятельности  и инновационных музейных технологий Курганского областного художественного музея – рассказала о фандрейзинге, которым коллектив музея занимался при подготовке культурно-образовательного международного (Российская федерация – Республика Казахстан) проекта  «Под небом Зауралья», в  рамках которого  были организованы две крупные выставки  - «Славянский мир» и «Тюркские мотивы». Проект также был обращен к актуальной задаче – профилактике этнической напряженности в многонациональной Курганской области. Докладчик продемонстрировала остальным участникам семинара пример грамотной работы руководства музея со структурами власти - Департаментом международных отношений Правительства Курганской области и Управлением культуры Курганской области. Их финансовая и статусная поддержка предопределили успех взаимодействия музея с общественными организациями «Ассамблея народов Зауралья», «Конгресс татар Курганской области» и др., и меценатами.

Ольга Морковкина, заведующая отделом  по связям с общественностью, маркетингу и рекламе Томского областного художественного музея, поделилась своим кейсом. Он связан с организацией музеем масштабного регионального конкурса  детского рисунка, и последующей выставкой «Это лето в стиле ЭКО», посвященной актуальной теме 2017 года в России. До настоящего времени в Томской области не существовало художественного проекта, который бы охватывал все административные ее районы и привлекал бы на равных условиях школьников, воспитанников специализированных интернатов и коррекционных школ. В результате работы специалистов музея был найден генеральный спонсор, который взял на себя оплату 2/3 объема общих расходов проекта. Спонсор оплатил дорогостоящую рекламу выставки и ценные призы для победителей. Взамен получил готовый, интересный и большой социальный проект, на фоне которого разместил свой логотип. Результатами проекта стали масштабный по числу участников и широкий по географии конкурс и выставка. Музей по-новому привлек в свои залы школьников от 7 до 18 лет, включая детей и подростков с ограниченными возможностями. Очевиден и социальный эффект акции, который благоприятным образом отразился на имидже музея.

Директор Приморской картинной галереи Алёна Даценко и директор Екатеринбургского музея изобразительных искусств Никита Корытин в целом рассказали о том, как поставлена работа по фандрейзингу в их учреждениях. Кроме того они привели примеры последних успешных крупных проектов, на которые удалось привлечь достаточное количество внешних ресурсов, а также о перипетиях этой нелегкой работы. Выступления обоих директоров вызвало неподдельный интерес у участников семинара-практикума. Оба докладчика подтвердили известное высказывание: «Фандрейзингом в музее в первую очередь занимается директор, во вторую очередь – директор и в третью – директор».

Каждый из прозвучавших докладов второго дня семинара-практикума вызвал массу вопросов практического содержания. Кроме того, докладчики получили экспертную оценку своих проектов и советы от представителей Государственного Эрмитажа – Евгения Фёдорова и Агаты Семёновой.

Третий день семинара-практикума был посвящен специальной теме – «фонды целевых капиталов (эндаументы)» в России. Большим подарком для участников семинара-практикума стало присутствие на семинаре в этот день Оксаны Ивановны Орачевой - генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина.

Оксана Ивановна рассказала о появлении в Российской федерации этой новой модели фондов, об их преимуществах, особенностях создания, функционирования и развития. На примерах она рассказала о том, что не только высшие учебные заведения нашей страны смогли создать успешные фонды целевых капиталов, но и музеи, театры, местные сообщества. Она рассказал о том, какую роль в развитии феномена целевых капиталов в России играет Благотворительный фонд В. Потанина. Уже в разработке Федерального закона «О порядке формирования и использования целевого каптала некоммерческих организаций» (2006 г.) непосредственное участие принимал О.В. Потанин. Летом 2012 года Благотворительный фонд В. Потанина приступил к реализации двухлетней образовательной программы программы «Целевые капиталы: стратегия роста». Программа готовила профессиональных менеджеров для управления эндаументами и помогала российским некоммерческим организациям стать более устойчивыми. Пилотный практико-ориентированный курс по созданию и развитию эндаументов прошли 24 представителя некоммерческих организаций, отобранных на конкурсной основе. За два года (2012–2014) представители фондов целевого капитала провели более 140 мероприятий и привлекли к помощи в их организации и проведении около 750 волонтеров. Объем привлеченных средств в целевые капиталы составил около 60 млн рублей. Вторая и третья программы «Целевые капиталы: стратегия роста» стартовали соответственно в 2015 и 2017 годах. Образовательный курс проходил на базе Московской школы управления СКОЛКОВО. 50 сотрудников российских университетов, музеев, театров, благотворительных и других организаций в течение двух лет учились созданию и развитию эндаумент-фондов. По итогам реализации этих циклов программы было выпущено пособие для специалистов и всех интересующихся вопросами создания целевых капиталов, которые Оксана Ивановна подарила участникам семинара-практикума. В завершении своего выступления она пожелала всем присутствующим успехов в деле привлечения внебюджетных средств, пригласила принимать участие в конкурсах Благотворительного фонда В. Потанина.

Тему целевых капиталов продолжил мастер-класс Алексея Матвеева - заместителя директора по развитию Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, исполнительного директора Фонда развития Музея имени М. А. Врубеля. В 2014-2016 гг. Алексей вместе с директором музея Юрием Трофимовым при поддержке омских меценатов и АО «ОТП Банк» создали первый в России фонд целевого капитала регионального музея. Тому как развивался этот проект, организационным, фандрейзинговым задачам, роли в нем Государственного Эрмитажа, Благотворительного фонда В. Потанина, Московской школы управления «СКОЛКОВО» был посвящен его доклад. Алексей на примере Музея имени М. А. Врубеля показал, что создание фондов целевого капитала возможно и в региональных учреждениях культуры.

О взаимодействии конкретного музея и фонда целевого капитала рассказала Елена Тарарухина – сотрудник Музея истории Пермского государственного национального исследовательского университета (ПГНИУ). Задачей команды эндаумент-фонда ПГНИУ и работников музеев университета в 2016-2017 гг. стало  привлечение средств в фонд целевого капитала, доход от управления которыми пойдет на развитие музеев. Проект назвали «Открой музей!». Доклад, подготовленный Е. Тарарухиной и Д. Тютиковой, является практическим пособием по развитию инфраструктуры привлечения пожертвований. В ходе реализации проекта было использовано много новых оригинальных методов: проведение специальных мероприятий по сбору средств, ко-брендинговые акции и краудфандинг (предоставление разных бонусов в зависимости от размера вклада) на специальном сайте http://otkroymuzey.psu.ru/. Эти методы оказались успешными не только для привлечения средств, но и для создания нового позитивного отношения к фонду. Собранная в 2016 г. сумма уже принесла доход, на эти средства были созданы 3D-модели античных экспонатов музея истории Пермского университета, которые доступны всем желающим на едином сайте музеев ПГНИУ museum.psu.ru.

В завершении работы семинара-практикума были подведены его итоги. Участники выразили благодарность Благотворительному фонду В. Потанина, Музею имени М. А. Врубеля, представителям Государственного Эрмитажа за предоставленную возможность обменяться опытом работы и профессиональные находки в области музейного фандрейзинга, которые каждый сможет теперь применить на практике.

Электронный сборник докладов всех участников семинара-практикума «Фандрейзинг в музеях. Восток» здесь http://vrubel.ru/downloads/Sbornik2017.pdf

Logo Фонд развития музея имени М.А Врубеля